Интернет-магазин

Рейтинг:

2839 просмотров
Горная Ингушетия. 1-3 мая

"... ребята, это не шутки. Никто не соберет за вас сумму выкупа..." - Пожалуй, самая распространенная фраза, которую можно услышать в Северной Осетии о соседней Ингушетии. А так как последние 2 года живу и работаю я в этой Самой Северной Осетии, ужасов о соседке наслушался вдоволь. Но уже имея некоторый опыт "взгляда региона со стороны", сделал выводы. Ведь то же самое до сих пор думают многие мои знакомые из центральной России и об Осетии, да и обо всем Кавказе восточнее Краснодарского края.

Посему, первые 3 дня мая решено было провести как обычно. То есть выбраться туда, где еще не были; зафиксировать культовую, оборонную и жилую архитектуру; собрать фольклор, ну и походить с рюкзаками!

Т.к. май на высоте 1100-1800 - совсем не похож на май равнинный, предполагающий объемные зимние спальники, мы с женой взяли свои экспедеционные рюкзаки. Её Тибет 80, купленный 3 года назад, и мой Таймыр 110 (ветерану уже 6 лет, проехал со мной от Баренцева до Японского моря). Наша 3-местная гринеловская палатка Эльф (версию не назову, но покупал её еще в 2010) прекрасно разместилась внутри Таймыра. Пусть поругают меня товарищи-легкоходы, но я люблю, чтобы в рюкзаке еще было место "на всякий случай".

Путь от станицы Змейской в Сев. Осетии до перекрестка Назрань-Экажево (дорога в Таргимскую котловину горной Ингушетии) проходит по федералке М-29, занял нас 80 минут.

Нам повезло и на некоторое время на горизонте открылся тучный Казбек.

Казбек. Вид с объездной Беслана.

Далее, свежий асфальт петляя, приводит нас всё выше через аулы Галашки, Алкун, Мужичи, к погранзаставе "Таргим".

Иностранцам далее вход воспрещен, россияне же просто показывают паспорта.

После заставы еще 3 км и перед нами Таргимская котловина- колыбель ингушского народа.

Склоны Таргимской котловины занимают 3, ныне почти пустых, башенных комплекса - Таргим, Эгикал, Хамхи, если не считать около десятка отдельно стоящих башен. На фото выше - Хамхи. Последние 150 лет горы стремительно пустеют, люди перебираются на равнину и кроме пограничников, редких чабанов и качественно бородатых поклонников творчества Тимура Муцураева, здесь можно встретить только ингушей с равнины, приехавших навестить могилы и родовые башни своего рода. А всего 600 лет назад население каждого из аулов единовременно превышало 1000 человек! Для тех времен, огромная цифра, учитывая, что столица Великого княжества Московского, например, тогда же насчитывала около 35 тыс.

Но и в наши дни таргимская котловина собирает в 1 день более десятка тысяч человек. В день республики, 4 июня, здесь проходит Чемпионат по боям без правил М-1 "Битва в горах".

В амфитеатре, что на фото выше, собирается 1\100 зрителей. Остальные, вооружившись биноклями, заниммают склоны.

Обследовав Хамхи, мы начали искать переход на другую сторону реки Ассы, к комплексу Таргим.

Для масштаба русла, в центр этого кадра помещен автомобиль Лада. Теперь представьте себе зрелище полноводной Ассы и поймете, почему река ежегодно забирает 5-10 человек.

Переход через Ассу в наименне глубоком месте через многочисленные протоки выглядит так. Благо, путь через завалы нам подсказал местный рыбак Осман. Поясные системы наших Тибета и Таймыра в очередной раз доказали своё удобство, в ситуации когда равновесие играет важную роль. А прочные ткани корпуса, знавшие и колючки Приморья и острые скалы Курдистана, сухостой Ассы просто не заметили.

В Таргиме мы обследовали уже целые боевые башни. Стоит сказать, что в башенной культуре выделяют 3 типа:  Боевые (с узким основанием, высокие, с входом на уровне 3-4 метров); жилые (широкие в основании, не столь высокие, со входом на уровне земли) и полубоевые (всегда разные, ближе то к первому, то ко второму типу). На фото ниже - высокие башни с кровлей - представители 1ого типа.

Очень заметны следы реставрации. К сожалению, яичные желтки уже вышли из арсенала строителей и ныне для скрепления используется элегантный цемент.

В 150 метрах от баше находится наземный некрополь. Земля в горах всегда была в дефиците, поэтому долгое время умерших клали в такие склепы. Встречаются подобные по всему северному Кавказу от Верховьев Кубани до верховьев Андийского Койсу.

От Таргима мы направились (около 4 км) к Тхаба-Ерды - христианскому храму X века. Архитектура очень аскетична и непривычна, особенно для выросших на церквях Золотого Кольца.

От Тхаба-Ерды наш путь лежал в башенный комплекс тейпа (крупного рода) Оздоевых, более известного в интернетах как Вовнушки. От Т-Е до Вовнушек около 7 км по хорошей грунтовке. Про Вовнушки рассказывать можно вечно, написано более десятка работ и статей, но всё это лишнее. Главное - видеть. Видеть, трогать и лазать.

К Вовнушкам приехали многие ингуши с семьями со всех регионов России. Можно было встретить авто номера от 67 до 54. Нас пригласили на чай... Кончилось это так:

От Вовнушек мы вернулись на левый берег Ассы, еще раз сфотографировали Таргим:

И отправились в Эгикал - 3ий крупный башенный комплекс в Таргимской котловине. В Эгикале живет чабан Магомед и его сын Али. Увидев, что мы разбиваем палатку рядом с башней Аушевых (прошлый президент республики), они пригласили переночевать у себя. Не смотря на насыщенный день, завалились на боковую мы не сразу, а только к 2 ночи. Предыдущие 5 часов были посвящены сбору преданий и фольклора.

На утро нам предстояла дорога через Ляжгинский перевал в более заселенную часть Джейрахского района - само Джейрахское ущелье.

Утреннее фото Эгикала.

За перевалом нас ждало Эрзи - один из живописнейших башенных комплексов. Эрзи напоминает японский сад камней. По тому же принципу нельзя увидеть одновременно все башни. На многих видны следы реставрации, опять же, цементом. Здесь расположена родовая башня Евкуровых - фамилии нынешнего президента республики.

В соседнем селе Ольгети нам рассказали, что на завтра в Бейни (самый верхний аул по пути к Столовой горе) назначена свадьба. Мы как раз планировали заночевать возле Бейни, но сначала, добрались до Фуртоуга, где в 1 из домов увидели прелестнейший ковер. Традиционный солярный орнамент присутствует и на нынешнем флаге республики.

От Фуртоуга до Бейни предстояла около 10 км живописной горной дороги с общим подъемом на 400 метров.

Влажная земля сохранила следы тех, кто шел перед нами.

Дойдя до Бейни, мы только успели разложить нашего Эльфа, как были позваны в гости на чай... ну вы понимаете)). Но переночевали мы все таки в палатке. Хоть одну ночевку то надо! Раз тащили палатку и теплые спальники! К чести Эльфа могу сказать - за 5 лет палатка стояла у меня и стационарно в археологических экспедициях: 3 недели на берегу Тамани, 6 недель в Саратовской области, и бесчисленное кол-во раз в ПВД, брал я её с собой и на гранитные скалы Кольского, и в степи Калмыкии... За 5 лет - ни разу не протекла, дно не протерлось и держало в 2013 году ручьи под собой. Тент сильно выгорел, но дождики держит. Вот только тяжеловата она конечно для пешехода, по сравнению с современными, но вес оправдывает износостойкость, надежна - это 100% Не знаю как в новых версиях Эльфа, это - самая первая. Эту ночь она также держала достойно.

Проснулись мы по будильнику в 5 утра, выглянули - сплошной туман. То же повторилось в 6 и в 7. А т.к. выкуп невесты назначен был примерно на 12, решили мы - "гора С Кавказа не убежит, а на ингушской свадьбе мы впервые." Тут нужно сделать пояснение. Традиционные кавказские свадьбы играются одновременно в 2 домах: в доме жениха и в доме невесты. Мы были в доме невесты. Жених был из Назрани. Сам он в дом родителей невесты не приезжает и вообще первый раз едет знакомиться с ними через месяц (как потом нам дополнили - "молодежь уже не ждут месяц, едут через неделю") За невестой приезжают сватья и друзья Жениха. Они отдают калым и невесту увозят в дом Жениха. Всё. Теперь девушка уже не принадлежит своей семье, она входит в семью жениха и должна слушаться только его и его родителей.

Раньше, на свадьбах еще и салютовали из огнестрела, но сейчас, специально отправленные на свадьбу полицейские следят, чтобы огнестрела не было.

После увоза невесты гости садятся за стол.  Гостям не обязательно приходить к 1 времени. Стол обязательно будет накрыт для гостей еще в течении 3 дней, и гостем может стать любой проходящий, приходящий. Кстати, приятно было заметить, ни на пкнике в первый день, ни на свадебном столе не было алкоголя. На равнине это уже встречается, но в горах традиции гораздо сильнее.

В этот день, дойти мы смогли лишь до высоты 2400, выше туман категорически не хотел рассеиваться, да и времени было уже многовато, так что начали спуск. Выезд из Джейрахского района в Дарьяльское ущелье оформлен красивым... даже блок постом это не назовешь! Также проверяют паспорта.

Вот так прошли 1-3 мая 2015. А на Столовую еще взойдем! Может и зимой. Может и с зимними спальниками Нова-тура;)