«Пешком и на лыжах по Кандалакшскому заливу»

И вновь, уже не в первый раз, в поход мы выходим втроём. Страшно сказать, но на троих нам 168 лет. Наша цель – пройти от Кандалакши до станции Чупа. Это около 160 км. В этом походе мы тестируем  ряд изделий NOVA TOUR.
 
23 февраля. День защитника Отечества. В Кандалакше мы – в 4.30 утра.  
В зале ожидания перекладываем все тяжелое в сани волокуши. Из города выбираемся часа три. Мы же непреклонны в своём стремлении встать сегодня на лыжи. 
По заливу ходят ледоколы и нам нужно держаться южного берега, чтобы не оказаться отрезанными от маршрута. Вдобавок, где-то на окраине города, в море впадает канал с подогретой водой с Нивских ГЭС. Пасмурно, около -8С, периодически идёт снег. На лёд выходим уже под конец дня. Бухта, многочисленные большие и малые острова окружены торосами по береговой линии, зачастую с наветренной стороны, иногда по периметру или его части. Движемся чуть больше часа и уже после 17 часов останавливаемся в лесочке. Сразу начинает смеркаться.  

24 февраля. Первый день отпуска. Утром  -16С. Решили готовить на бензине – заодно и испытать мультитопливную горелку. Выходим только в половине одиннадцатого. Пасмурно, метёт. В проливе между островами – рыхлый снег, а под ним во многих местах проступает вода. Идём между островами заповедника и материковым берегом. В одном месте видна железная дорога. Вдалеке стоящее у мыса судно - то ли ледокол, то ли танкер. Берём направление на него, но по мере приближения становится всё больше воды под снегом.
      Зигзагами выходим на берег, не доходя пристани. Перекусываем, а потом налегке идём на разведку. Выбираемся на лыжах по глубокому снегу, попадаем на дорогу, идущую вдоль берега. Вокруг нас сплошные трубопроводы. Понимаем, что попали на какой-то грандиозный объект. Проходим метров 800 и выходим к офису службы охраны. Нас задерживают.       Копируют паспорта, карты (“О, у вас карты генштаба, “секретно”). На каждого составляют протокол. В общем, мурыжат около двух часов. В итоге поступают по-братски. Перевозят внутри объекта на другую сторону мыса (около 3 км) и отпускают с богом. Кстати, говорят о том, что хорошо, что мы не подошли к ледоколу. Иначе с нами занимались бы другие люди - ледокол с атомным движком.
     День заканчивается; проходим километра полтора до острова и устраиваем лагерь. Заниматься дровами и костром некогда, в ход идёт бензин. Снегопад усиливается, -10С. Сегодня, конечно, был непростой день, все устали. Суп съедаем на улице, а чай ожидаем в палатке. Скорость приготовления на горелке, конечно, намного ниже, чем на костре,  поэтому, за разговорами, укладываемся только в час ночи. Завтра необходимо дойти до материкового берега.  Дальше будем двигаться вдоль него.
25 февраля. Утром -10С, солнечно. Встали поздно.Выходим в одиннадцать. Идём параллельно фарватеру, размеченному пластиковыми оранжевыми и зелёными бакенами стоящими на льду.        
     Движение по морскому льду имеет свои особенности.  Конечно, это не дрейфующие льды. Но  Белое море живёт по своим, не всегда понятным даже для старожилов, законам. Мы идём по вполне надёжному льду – не меньше 30 см. И вдруг, видим рядом полынью, затянутую вчерашним льдом в 1-2 см. Здесь в море не впадают никакие реки, нет узких проливов, и происхождение этой полыньи абсолютно непонятно. А ведь такой лёд может быть  присыпан тонким слоем снега, и тогда его заметить издали практически невозможно! Иногда приходится пересекать замёрзшие ледокольные каналы, заполненные льдом. Ну, а на постоянное присутствие воды поверх льда, мы вскоре перестанем и внимание обращать.
26 февраля.  Утром -8С, пасмурно. Довольно быстро готовим завтрак на двух горелках, с использованием излишков  горячей воды залитой в термос вечером. Выходим в 10 часов. В первый же час попадаем в воду под снегом.
      По фарватеру нас обгоняют два ледокольных буксира. После выхода из узких проливов снег становится плотнее, и мы перестаём проваливаться до воды. Княжью Губу удаётся обойти мористее, и при этом не уткнуться в ледокольный след. Теперь тревог становится меньше. Останавливаемся в 16.30. -3С, пасмурно. Под снегом журчит ручеёк. Удаётся пробить лёд до воды.
27 февраля. Утром -7С, пасмурно. Почему-то всем не хочется есть. Благодаря воде из ручья собраны мы утром уже к началу десятого.
    На острове Тарасиха видим то ли камень, то ли избу. Приходится сделать крюк, чтобы осмотреться. Оказывается, кордон заповедника. Естественно, без людей и на замке. Заповедник разбросан по островам и обеспечить постоянное присутствие егерей на всех кордонах, конечно, невозможно.
     Идётся тяжеловато. Может, потому, что пятый день без днёвок, с ночевками в палатке? Останавливаемся в 16 часов, в очень красивой бухточке с отчётливыми признаками посещения рыбаками и великолепным сосновым лесом. Однако – без избушки. Вдали на льду лежат сразу 5 тюленей! Вечером -11С. В 18.30 мы уже поужинали. Забираемся в палатку.
28 февраля.  Утром -13С.  Уже ясно, что пройти намеченный маршрут при таком темпе движения, мы успеем только при идеальных погодных условиях. Но выйти, в случае необходимости, досрочно к железной дороге будет уже негде. Единственный вариант сократить маршрут – через губу Бабье Море, Ругозеро к станции Пояконда. Чтобы было понятно, стоит сказать, что губа – это залив в северных морях. 
     Шестой день, и пора бы уже уменьшиться грузу. Но продуктов и горючего у нас дней на 10-12! Сегодня все воспрянули духом. Во-первых, ни разу за день не попадаем в воду. Во-вторых, прекрасный солнечный день, видны красивые Колвицкие тундры за заливом. Эти несколько сопок высотой 500 - 700 метров с белыми шапками выше уровня леса,   «cмотрят» нам в спину. Солнца становится больше и больше. Легкий попутный ветерок. Хороший наст. Видимость на десятки километров. Красота вокруг необыкновенная. «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем»…
     Входим в зону торошения льда. Поля эти тянутся на десятки миль. Некоторые из них нам пришлось преодолевать. Это было интересно. Вода и ветер, снег и лед, приливы и отливы, мороз и солнце «ваяли» это чудо природы ни разу не повторившись. Иногда это были «стены» длиной десятки метров, иногда отдельно стоящие «памятники», но всегда это было очень красиво и производило неизгладимое впечатление. Среди торосов не часто встречались участки снега в виде крупной крошки. На солнце они сверкали тысячами граней как разбросанные бриллианты. Потрясающее зрелище!
      В одном месте ледоколы, разворачиваясь, нагромоздили целые горы льда, и мы отвлекаемся на «фотосессию». Стойка штатива лопнула, поэтому наше «трио» снимаем с рюкзака. В 17 часов выходим на берег и забираемся в лес.
1 марта. Утром -22С. Сане, чтобы обуть ботинки, приходится греть их над примусом. Обувь у всех заметно отсырела и за ночь  не вымораживается полностью.
     Чтобы попасть в губу Бабье Море, в узком месте пересекаем полуостров. На льду залива снег достаточно плотен и наши опасения насчёт воды под снегом не оправдываются. Но, по мере приближения к  проливу, соединяющему Бабье Море и Ругозерскую губу, видим выползающие из него языки тумана. Впереди открытая вода. 
     Подходим к проливу. Сказочное, заповедное место. На берегу кордон. Дом на замке, да и велик он для нас. Такой обогреть – дров кубометр надо. Стало быть, ночевать нам опять в палатке. Честно говоря, не мешало бы обсушиться. За шесть предыдущих ночевок отсырели малость. Но уходим на мысок.
     Вокруг нас «Берендеево царство». Все деревья и кусты в толстом слое инея. Слышен шум и гам. Идем на берег к полынье. До нее рукой подать. Открывается необычная картина: на воде, метрах в трехстах, огромное количество птиц. Это гаги - морские полярные утки. Они громко кричат, ныряют, непрерывно перемещаются, летают. В общем, жизнь кипит. Вот это сюрприз – посреди льдов и двадцатиградусном морозе!
     Быстро садится солнце. Активность птиц на глазах снижается. Заметно холодает. «За бортом» -21°С. Начинаем ставить лагерь. Бензиновая горелка не зажигается. Похоже, в редукторе замёрз конденсат. Газовая горелка тоже отказывается работать - замёрз сам жидкий газ. Добавив в бензин спирта и подогрев баллон с  газом на оргстекле, удается запустить обе горелки. Вскоре, внезапно рвётся шланг газовой горелки и у нас возникает маленький факел. В итоге, с одной  горелкой, резерва воды на завтра создать не удаётся. Ужинаем без энтузиазма и уже в половине девятого забираемся в палатку. Беспокоит завтрашний день. У нас – четыре проблемы. Самая главная – насколько далеко распространяется полынья. Вторая – как приготовить завтрак, если не удастся разжечь горелки. Третья – как Сане обуть утром ботинки. И ещё расписание электричек. Вокзала на станции, кажется, нет…
2 марта.  Утром -26С. Суп из тепловатой воды готовим в палатке. Для чая вскипятить воду так и не удаётся. Ботинки при такой температуре Саня даже и не пытался обуть. Удлинил пружины креплений и оставил на ногах нейлоновые дутые сапоги. 
    Стартуем чуть раньше обычного. Полынью удаётся обойти по прибрежному припаю. Выходим на прямую видимость с железной дорогой. Нужно еще пройти километров десять. Ругозёрская губа – тоже красивое место, с многочисленными островами. Идём по уплотнённому снегу. Вход в заливчик, выводящий прямо к станции, закрыт островами и «открывается» только в последний момент. Часам к 14-ти выходим на станцию. В избе-гостинице биостанции МГУ нам предлагают расположиться в ожидании электрички. В 18 часов уезжаем электричкой в Кандалакшу.
“Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай…”.

Комментарии
0
хорошо ++